• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: буддизм (список заголовков)
10:52 

Iroha-uta

無常
Учим буддийские сутры на фонетике=) Делюсь прекрасным.

いろはにほへと (irowa: nioedo)
ちりぬるを (chirinuruo)
わかよたれそ(wagayo: tarezo)
つねならむ (tsunenaramu)
うゐのおくやま (uino okuyama)
けふこえて (kyo:u koete)
あさきゆめみし (asakiyumemiji)
ゑひもせす (eimosezu)

Перевод Н.И. Конрада:
"Красота сияет. Миг -
И увяла вся.
В нашем мире что, скажи,
Пребывает ввек?
Грани мира суеты
Ныне перейдя,
Брось пустые видеть сны
И пьянеть от них."

Перевод на англ. Anfrew N. Nelson:
"Colors are fragrant, but they fade away. In this world of ours nothing lasts forever. Today cross the high mountain of life's illusion (=rise above this physical world) and there will be no more shallow dreaming, no more drunkenness (=there will be no more uneasiness, no more temptations)."

Я начала лучше и глубже понимать восточные мудрости. That's for sure. Спасибо ведическим знаниям=) Я полностью согласна со смыслом этой песни. Кстати, английская версия более содержательна, чем Конрадовская, имхо. Кондрад больше играет со словами, а Нельсон передал суть. Или, быть может, это русский язык стремится к неуловимости смысла? О, эта потребность копать вглубь, когда читаешь русские произведения, вот ты где кроешься! :lol:

@темы: iroha-uta, буддизм, песня, японоведение

17:58 

Индия - духовный учитель Японии

無常
Вольно перевела к послезавтрашнему экзамену по введению в специальность любопытную статью о том, сколько всего индийского в японской культуре. Возможно, кому-то из англо-нечитающих будет интересно=) Ну а англо-читающим прошу пройти по ссылке, ясное дело :laugh:


Несмотря на то, что Индия и Япония находятся довольно далеко друг от друга с географической точки зрения, у них много общего в культурном отношении, а также в некоторых других сферах жизни. Культурное преемничество берёт начало с древнейших времён. Невозможно представить себе, какой бы была Япония сейчас, если бы в своё время она не переняла некоторые идеи, пришедшие из Индии.
Во многом этому способствовало широкое распространение на японской земле буддизма, родиной которого без сомнения является Индия. Именно путями буддийских монахов в Японию проникли индийская философия и элементы её культуры.
читать дальше

@темы: Индия, Япония, буддизм, индуизм, культуры, наука, переводы, религия, синтоизм

12:52 

Вималакирти

無常
Был такой индиец, который жил во времена Будды Шакьямуни и оказался внезапно мудрее всех просветлённых мудрецов Индии тех времён. Самое знаменитое произведение, с ним связанное - "Вималакирти нирдеша сутра".

Меня поразило упоминание об окончании диалога между Вималакирти и Манчжушри (искушённый в буддийской науке посланник Будды Шакьямуни к постели "захворавшего" мудреца)! Разговор шёл о недвойственности (это такая концепция в буддизме, что реальность вне наших двойственных ментальных оценок хорошо-плохо, чёрное-белое, холодно-горячо, свято-грешно и т.д.). После того, как все мудрецы и Манчжушри высказались на тему, что же такое недвойственность, настала очередь самого Вималакирти. А в ответ тишина.
Таким образом, спор о том, что же такое недвойственность, завершился, ибо потерял свою двойственную натуру, когда мудрейший "сказал" своё последнее слово. И все успокоились в буддийском королевстве на долгие века, и жили все долго и счастливо? Ах, как бы не так :lol:

Дальше автор книги даёт комментарий, что, по буддизму, успокоения сердечных страстей и волнения ума невозможно, пока есть двойственность, и выход за её пределы - это единственное, что может избавить нас от них (= от страданий). И теперь кульминационный момент: это как-то связано с Д.?! Нет, наверное, т.к. чтобы такое сознательно использовать... ну не знаю. В общем, не знаю. Кому вообще такое в голову могло прийти, кроме меня? XD В моём представлении Д. не настолько идеалистична, а если это не идеализм, то это тролль, а она не стала бы так тонко троллить. Наверное. Это моё извечное "you just see what you want to see" に違いない.
Пора бы заканчивать с постновогодним обострением фрэйдовского переноса чувств к женщине всей моей жизни :laugh: И, клянусь, эта женщина - не кто иная, как моя... да-да, мама. I'm self-conscious, yeah.

Ну и десяточка бриллиантовых высказываний Вималакирти, потыренных из Википедии. О да, этот мужик не только молчал красноречиво!
читать дальше

@темы: просветлённые мудрецы, личная жизнь, дамы моего сердца, высшее знание, буддизм, Вималакирти

17:47 

В натуре

無常
Вот так всегда: когда есть время и желание писать ничего грандиозного не происходит. Когда же "trouble brewing" и зачинается какая-нибудь круговерть, к компьютеру ты либо подползаешь в состоянии "лапки кверху" (и это в лучшем случае), либо не доползаешь вообще :laugh:

Пришла к выводу, что нужно больше тела фактов добавлять в свои посты, а то мои почти что отвлечённые философствования вам, наверное, уже порядком надоели, да и я от них устала. Жизни хочу, жизни! Без всякой пафосной чухни. Она и так всегда со мной.


Я 7ой день на сыроедении. В первые дни жутко боялась волчьего голода. В итоге, на второй день он таки наступил, но я сама хороша: не закупилась нужными продуктами впрок. Спасла наша с мамой вылазка в Галерею и чудесный смузи в Market Place. Я никогда не думала, что коктейль может быть настолько вкусным! В Market Place мне даже понравилось: люблю, когда есть Концепция. И, в принципе, для разговоров за чашечкой кофе - самое то. Антураж тёплый, древесный, атмосферно, короче. Опять же, можно водить невегов. Правда, самой тогда придётся на одних смузи... Ну там булочки есть. И салатики. А вообще, сыроедение - это классно! Совсем не голодаю. Удивительно, но я ем столько же раз, сколько и обычно, но мне лучше. Правда, мне не нужно ездить в универ сейчас... И я могу есть, когда захочу, а не когда с пар отпустят. Но вообще, думаю, элементы сыроедения я оставлю в своём ежедневном рационе, когда мои пробные 2 недели истекут. Единственный минус - это дороговизна. Всё-таки долгоиграющая гречка и мюсли под боком - оно как-то... успокаивает насчёт расходов, что ли. Правда, сколько я трачу на всякие кафешки во время семестра!11 Не готовлю изысков. Только 10 у нас намечается приём гостей, и там уж я приготовлю что-нибудь эдакое чтобы со всеми сидеть и ЕСТЬ, а не глазами сверкать, попивая водичку. Обхожусь коктейлями, салатами, яблоками и орехами. И да, вряд ли на сыроедении я бы похудела. Сделала такой вывод. Эх! Вот если одни соки пить... Но у меня нет соковыжималки.
Параллельно пью смесь травок против паразитов, рецептом которых поделилась Г.Г. Вкус примерно такой же, как у трифалы.

Читаю "прабуддизм". Вот допишу пост и пойду зарываться в Торчинова. Мне это всё так интересно! Но иногда мои мозги сворачиваются набекрень. И да, я всё никак не могу определиться, что мне ближе: брахманизм или буддизм. Тьфу, блин, буду верить в адвайта-веданту, как все нормальные люди :laugh: Как буду писать курсовую, ума не приложу. Мой научрук, конечно, бодхисаттва терпения, но. Но!

От полного ухода в нирвану меня спасает С. Мы как-то сильно сблизились за этот семестр, а ведь на 1 курсе я её немножко стеснялась за гипероткрытость со всеми. Оказалось, у нас просто похожие ситуации в семье, так что крышеснос у нас тоже похожий. А вообще, это первый человек, который меня понимает насчёт пристрастия к красивым женщинам без всякой пошлятины. И мы кидаемся друг в друга интересными ссылками на разные темы. Мы обе лёгкие на подъём. И вообще, она мне напоминает Д. в прошлом. Так же легко с человеком. Только вот Д. изменилась, и теперь с ней невероятно сложно, и вообще мы больше практически не общаемся.

Г. сказала, что я должна написать Ди. Типа Рождество и всё такое. И может снизойдут. Я ей в ответ прислала байки про Снэйпа и кошаков :lol:
Но писать не буду. У меня всё так хорошо сейчас, что не хватало ещё, чтобы она мне ответила, и всё стало плохо :lol: Уж лучше молчание. По крайней мере, огромное поле для проработки принятия и смирения.

Луна уже два дня встречает меня, как только я просыпаюсь. Огромная такая, лучезарная! Я с ней разговариваю. Прошу у неё дать мне мозгов. А днём в моей комнате солнечно-солнечно! На улице мороз, так что небо ясное. Как же я люблю январские деньки! Они короткие, правда, темнеет рано, но в этом тоже есть особый шарм. Рождество у меня не мыслится без долгих вечеров в полумраке, среди теней и приглушённого света. Ещё бы гости были почаще... Но я ж на сыроедении! И мама дома. Впрочем, гости скоро будут, да.

Готовлюсь к инглишу. Две темы проработала. Определённо, art мне нравится больше.

Досматриваю 3 сезон ЧП. Почему я раньше не замечала отношений Эддисон и Эми Шепард? Я не помню, как у них всё дальше развивается (4 сезон ещё впереди), но в конце 3 это именно те отношения между взрослой женщиной и молодой девушкой, которые "моей мечты"! Конечно, у них там явно поменьше, чем 25 лет, но. Но! Я не жалею, что я родилась не в Америке, и всё же иногда мне мешает питерская извращённость в отношении между людьми, особенно, это касается интеллектуальных кругов. Кто бы что ни говорил, но даже нынешняя глобализации и эти "понаехали!" не стёрли питерского духа закрытости и ангста. А потом прорывает, да. Эх, не то, что в солнечном LA! А вообще, Вайолет. Я пересматриваю ЧП только из-за неё.

@темы: учёба, сыроедение, личная жизнь, дамы моего сердца, в натуре, буддизм

10:11 

Transience of times

無常
Слишком много буддизма в моей голове. Дочитала ЛаФлёра "Карму слов". Эта книга так своевременно попала ко мне в руки! В ней описывается именно то мироощущение, которое присутствует в моей жизни. Наверное, не только в моей. Сейчас вокруг чёрти что творится, так что концепция непостоянности, мимолётности и иллюзорности всего сущего как никогда актуальна.
Меня тронула идея жизни как путешествия. "Ты не способен увидеть истинное положение вещей, пока сидишь на одном месте", - говорят в унисон мудрецы запада и востока. А японские поэты искали в бесконечном паломничестве сквозь жизнь не только просветления, но и творческое вдохновение. Если так посмотреть, то вообще кто из знаменитых мастеров пера просидел всю жизнь на одном месте? То же самое касается и духовно продвинутых личностей. Меня безмерно тянет в странствия в последнее время. Я не хочу, не могу больше сидеть в Питере безвылазно!

Смотрю потихоньку запись прошлогоднего фестиваля П3000, грызу кактус. Раньше фестиваль был лучше, имхо, в нём было больше психологии, сейчас же - совсем скатились в пропедевтику вайшнавизма. А я всё никак не могу определиться, что же мне всё-таки по душе. С одной стороны, идея вселенской любви определённо откликается в моём сердце, да и построение отношений - тоже моя тема. С другой, я залезла в эту компанию, и мне хватило всего: фанатизма, слепого доверия, ощущения всеобщего бегства от реальности, утопичности. Плюс мне шумно. Я понимаю, что это смешно звучит, но именно этим высказыванием можно описать моё отношение к европейским вайшнавам. Мне шумно и всё тут. Я люблю праздники, но не когда они круглый год. В отношении общения со Вселенной я больше разделяю подход дзэн-буддистов: всё должно быть спокойно и сосредоточенно. Не знаю, в общем. МТ и ОГ - большие молодцы, потому что они таки решили сделать что-то хорошее для этого мира, объединяя и обединяясь. Вопрос за тем, кто за этим всем стоит и что ему нужно... Хочется верить в то, что это веяние времени и что "оно всё само собой". Но!
И не с кем поговорить обо всём этом. Мне нужен кто-то мудрый и беспристрастный. Губу раскатала, ага.

Сарасвати/Бэндзайтэн/Бэнтэн мне настолько близка! Такое впечатление, что во всех моих дамах я искала след именно этого образа в том или ином масштабе. Изящество, интеллект и мощная энергетика - смешать эти три элемента в одной особе женского пола, и приворотное зелье для меня готово :laugh: Я ещё поболтаю с дражайшей Бэнтэн за жизнь!!! О да, теперь я знаю, что загадать на свою смерть :lol:

@темы: Бэндзайтэн, Психология 3000, Сарасвати, буддизм, дамы моего сердца, личная жизнь

10:33 

無常
"Enlightenment is nowhere other than in the worldly passions"(c)

@темы: Буддизм

12:55 

無常
Читаю про средневековый жанр японской литературы "сэтсува" (説話;). Сам концепт данного явления идеально совпадает с тем, что делают проповедники современного вайшнавизма. В древности этот метод использовался для привлечения простых граждан в буддийскую веру. Века идут, а приемы остаются теми же 😅

@темы: &#35441, &#35500, setsuwa, Учеба, буддизм, вайшнавизм, заметки

21:34 

***

無常
Нужно написать научруку. Я тут бурную деятельность развести-то развела, но опять в самоволку лезу, что я за непослушное существо! Таки как бы ни было лень, нужно хотя бы послушать научрука.

На этот раз мой обожаемый мущщина - Мёэ - один из камакурских "реформаторов церкви", современник Хонэна, Синрана, Догэна и Нитирэна. Вчера у меня был с ним целый философский вечер. То его произведение, которое я читала в переводе, отражает просто всю гамму моих взглядов на духовную сферу. Единственное, даже для меня с ретроградным-то Юпитером он слишком принципиален.
Вот парочка цитат перевода Трубниковой:
"34. Дела между учителем и учеником по закону Будды очень важны. Даже если дожил до ста лет и не знаешь Закона, — слушай Закон, следуя за монахом-бхикшу, пусть ему всего лишь десять лет.

51. Сосредоточиться сердцем лишь на одной цели, всецело устремиться к ней, не тратя времени впустую, упорно идти по Пути Будды, — вне этого нет дел для наставника Закона. Если это трудно, то у такого наставника Закона великие грехи, должно быть, весьма глубоки: лучше бы он поскорее снял монашескую одежду и стал мирянином. Обычно, чтобы подвижничать на Пути Будды, не требуется какого-то особенного совершенства. Просыпаться от ветра в соснах, подружиться с ясной луной, наблюдать, что приходит, наблюдать, что уходит, — кроме этого ничего и нет. А когда в одиночку очищаешь сердце на месте подвижничества, то какого ещё тебе надо друга? Допустим, это было бы грехом и ты от этого провалился бы в подземные темницы: так и в подземных темницах есть бодхисаттва, чтобы вызволить тебя![74] Исконно в подземных темницах есть бодхисаттвы, и нет такого греха, какого надо было бы бояться, — доведя это знание до предела, ты не допускаешь и самого малого проступка и можешь собрать свой урожай".
Остальное здесь

Вообще, я такой астролог стала О__о Вчера меня покормили! Взамен я теперь делаю годичную карту одногруппнице. Нет в этом ничего удивительного, просто... необычное такое чувство! Тебе дают за то, от чего ты сам тащишься :wow2:

И всё никак нет времени сесть и заняться литературным творчеством! Всё, завтра сажусь и устраиваю долгое свидание с моим новеньким Вордом :lol2:

@темы: астрология, Мёэ, буддизм, личная жизнь, творчество, учёба

19:04 

Миядзава Кэндзи и все-все-все

無常
Йога и курсовая - вот, чем наполнены все мои нормальные каникулярные дни. Мне нравится такая жизнь, ей Богу! Но вот уже завтра меня снова понесёт в город, и привычный ритм нарушится, чтобы станцевать сальсу на моей хрупкой нервной системе.

Сегодня я читала про творчество Миядзава Кэндзи. В тексте уделялось особое внимание его трагической дружбе. Миядзава был заядлым нитирэнистом (школа японского буддзма) и считал эту доктрину наивысшим благом для всех живых существ, так что он активно пытался причинить добро своей "неверующей" семье и лучшему другу, но те были непреклонны. Миядзава в течение нескольких лет писал душераздирающие письма другу, и с каждым разом ощущал, что судьба относит их в разные стороны всё дальше и дальше. В конце-концов, в последнем письме он в отчаянии вынужден признать, что потерял единственного человека, который понимал его без слов когда-то. После Миядзава пишет по мотивам этой жизненной драмы повесть "Ночь на галактической железной дороге", вплетая туда тысячи аллюзий на нитирэновский буддизм.
Нет, ничего общего эта история с моей жизнью не имеет. Разве что неизбежное расставание с лучшим другом, которое само по себе иллюзорно, как и сама дружба, ведь из истории становится понятно, что Миядзава жил грёзами, так и не приняв точку зрения близкого человека, а значит он первый перестал быть ему другом, как только у них начали расходиться взгляды... И ещё тема привязанности и умения отпускать в нужный момент. Собственно, это и зацепило. А ведь они могли жить долго и счастливо! :apstenu:

Занималась йогой сегодня аки королева: никто, кроме меня, не пришёл оздоравливать свой позвоночник, так что мне его оздоравливали в индивидуальном порядке. Просто шикарно. Девочка-тренер тоже хороша. При других обстоятельствах мы бы с ней подружились, я думаю.

После сегодняшней ночи отметила, что мои сны чаще всего о городах, по которым я брожу (это просто сюжет номер один!), и об отелях, в которых происходит нечто интересное. Бывает ещё метро, но это тоже часть городских мотивов. Природа снится очень редко(((

@темы: Миядзава Кэндзи, буддизм, йога, личная жизнь, сны, учёба

18:17 

無常
Таро говорят, что пора перестать пинать мёртвую лошадь, ибо она не очнётся, даже если я воспою тысячи молитв всемилостивой Каннон. Это настолько... так! Пора возвращать себе равновесие и жить своей жизнью, Эмма побери!
Возможно, Бэн Тэн придёт в мою жизнь в другом облике, и сбудутся мои чаяния, но не с Ди, не с Ди.

Какой квазияпонстический бред я плету, однако! :lol::lol::lol:

@темы: Япония, буддизм, дамы моего сердца, личная жизнь

17:01 

***

無常
Осталось 2 экзамена. Эта сессия - бесконечная сессия :crazy:
В перерывах между "поделать такие-то упражнения", "повторить что-то там" и "почитать то-то и то-то" откачиваю себя фиками а у меня ведь есть список серьёзных книжек! по Наруто. Рекомендации принимаются, кстати. Люблю читать, когда мне советуют достойное. А ещё села снова перечитывать "Концерт для скрипки с оркестром" по БН: удивительно невинная, но при этом очаровательная вещица. Не совсем мир моих мечтаний, но тоже прелестная сказка, к которой хочется возвращаться снова и снова. К экзамену же читаю хэйанский дневник про-буддийского характера. Автор была дамочка весьма экзальтированная с явно поражённой Луной, потому что она уже 400-ую страницу страдает беспробудно!!! И было б из-за чего! Богатая, живёт в своём этом Хэйане, муж при ней, большой чиновник, любит её (по-своему, по-эгоистски, но любит! и если б она не куксилась, любил бы ещё больше), сын подаёт большие надежды. Утешаюсь в фэйспалме, мол, у них, у хэйанок, модно было страдать, доводя себя до буддийского монастыря :lol:

Выбралась погулять в Александрино. Боже, июнь в Питере - это рай на недельку! Соловьи вытворяют немыслимые трели, стремясь переиграть друг друга, сирень источает дурманящий аромат, солнце стоит высоко и даже к вечеру не гаснет насовсем, в небе поселилась сама беззаботность, и бывают секунды, когда кажется, будто это будет длиться вечность. Экзамены так некстати, риалли. Кто придумал сессию в июне? Разве что у них была аллергия на цветочную пыльцу, что они так стремились похоронить июнь под грудой учебников...
Нашла пятилистный цветочек сирени, как в детстве, загадала желание и съела.
あなたの願いを叶えましょう...*

Может, сама что-нибудь напишу. Про Мечту, разумеется. Ей не суждено сбыться во плоти, так пусть сбывается хотя бы на бумаге. Много, много, много раз. Столько, сколько захочу.

*Исполним же твоё желание... (кажется, так говорила Ю:ко из xxxHolic)

@темы: xxxHolic, Александрино, Востфак, буддизм, досуг, летняя пора, сессия, учёба, хэйан, японская литература

16:14 

О поездке в Хиросима

無常
Вот уж не думала, что я буду скучать по Родине! До того, как я оказалась за тридевять земель в тёплом и уютном Кансае, что в самом центре Японии, я была убеждена, что сия зараза будет шарахаться от меня, как от чумы. Ан нет. Окружённая комфортными прелестями японской действительности, я вижу сны из холодной, строгой, наполненной всяческими неудобствами питерской реальности. Потому и Майя Плисецкая на экране моего ноутбука, и Рахманинов каждое утро в школьном автобусе, и воспоминания об уроках истории 8 класса: "Как же! В Хиросима ж еду! Могла ли я представить тогда?.."

5 часов в автобусе с двумя короткими остановками, где столько искушений потратить все деньги на еду, и мы в Хиросима - городе, который выжил. Нет, возродился, буквально, как феникс из пепла. Погода соответствующая: небо хмуртися, наливается свинцовыми тучами, моросит... "Как по-питерски!" - не могу не сравнить я. Нас сразу ведут в лекционный зал мемориального парка, где с нами встретится 被爆者 (хибакуся - человек, пострадавший от бомбёжки). Ожидаешь увидеть кого-то измученного, но на деле рассказывать о своём опыте к нам выходит бодренькая японская бабушка, которая на отчётливом, вышколенном английском начинает приветственную речь со слов: "Я благодарна вам за то, что вы все, в таком количестве, пришли сюда сегодня. Это ваши первые шаги в науке о сохранении мира". Во время лекции многие мои соседи не сдерживают слёз. Ко мне слёзы не идут. Только потом, вырвавшись из душного ада мемориального музея, наводнённого толпами воскресных туристов, я выйду к набережной, чтобы ощутить ужас - нет, не произошедшего с хиросимцами чуть больше полувека назад - а от того, что знаю не понаслышке, что капля ненависти, которая губила и губит города, нации, страны, есть и внутри меня. А что сделаешь? Тут же приходит ответ, и снова накрывает волной желание пойти и отдать все свои силы, таланты, мозги - всё, всё, что мне даровано свыше - на то, чтобы в мире стало больше мира... Вот теперь можно не сдерживать слёз.

Потом нас везут в горы, собирая по дороге все хиросимские пробки, в отель, где легко забываешь все печали, потому что ну невозможно печалиться, когда после горячего онсэна, тебе подают специальный ужин с кучей японских блюд, приготовленных на вегетарианский манер. А потом весь вечер орём любимые песни в караоке. И не беда, что создаётся ощущение, что медведь в детстве посетил всех без исключения - даже филиппинцев xD А утром снова онсэн и королевский завтрак.

От историй трагических - к историями религиозным. Едем на остров Миядзима, который полнится моими любимыми буддийскими храмами. Ну и знаменитое своими утопленными в море ториями святилище Ицукусима, как же без него! Долго не верю своим глазам, когда паром высаживает нас на... ожившую японскую гравюру! Лазурное море, перешёптывающиеся волны. Изумрудные горы, на вершинах которых отдыхают белые тучки. Маленькие деревянные домики, выстроившиеся в ряд прямо у берега. Ах если бы ещё стояла тишина! Но нет, от туристов и посетителей святилищ и храмов никуда не деться. Получив карту острова в руки, потихоньку отделяюсь от экскурсионной группы и иду глядеть на Ицукусима своими глазами. Много красного - это то, что сразу бросается в глаза. Попадались и девочки в кричаще-ярких кимоно: оказывается, нас привезли в день традиционного праздники - сити-го-сан (7-5-3), который символизирует взросление ребёнка. Обычно в этот день принято ходить в синтоисткое святилище и молить ками о здоровье, процветании и счастливом супружестве. Тут же продаются амулеты для всего: для обретения счастья в любви, для излечения и здоровья, для финансового процветания и, конечно же, для высоких результатов на экзаменах :eyebrow: Но меня привлекает маленькая деревянная табличка за 300 йен - эма. На обратной стороне принято писать пожелание, а потом вешать на территории святилища - пусть ками позаботятся. Но, как говорится, на ками надейся, а сам не плошай. Старательно начертав содержание просьбы, вешаю на крючок, где уже много табличек от моих предшественников, и свою эма тоже.
Дальше прокладываю свой путь по горным склонам, почти что ощущая себя монахом-пилигримом. Храм Дайсё, центр школы эзотерического буддизма Сингон, основанный самим изобретателем письменности хирагана - Кобо-дайси (его прижизненное имя было - Кукай). Говорят, здесь уже 1200 лет, с самой даты основания храма, горит мистический огонь, но мне он не позволил на себя взглянуть: я попросту не нашла, где он находится((( Зато всюду статуи бодхисаттв. Смешно сказать, многие из них - в вязаных шапочках или шарфиках. Видимо, так японцы заботятся о ревностных защитниках нашего мира, которые отказались от блаженной нирваны ради нас, бренных существ - сидят теперь каменными изваяниями в непрерывной медитации, наставляют на путь истинный и ждут, пока последний человек не достигнет просветления. Статуи выдающихся деятелей Сингон-буддизма тоже в избытке. Японские эзотерики любили помпезность и разнообразие. Наконец-то встречаю Каннон (Авалокитешвара) во всей её красе. Прошу у неё благословения на написание курсовой о ней. Каннон лишь продолжает мудро взирать сверху вниз, не размыкая мудру гармонии и не выпуская лотос из рук. Хочется остаться подольше, послушать проповедь священника, походить по тропинкам, усеянным красными кленовыми листами, но время поджимает: пора возвращаться к причалу. По дороге прельщаюсь-таки сувенирными лавками и покупаю пару вещичек в качестве подарков питерцам.
На причале нашу группу окружают дикие олени. Одному из них таки удалось стащить у невнимательного иностранца буклет из кармана. Позировать для фотографий местные олени, в отличие от своих нарских собратьев, не любят и вовсе.

Снова погружаемся на паром, чтобы через 5,5 часов очнуться от прекрасного сна в привычном Осака.

Хиросима

Миядзима

@темы: история, буддизм, атомная бомба, Хиросима, Сингон, Миядзима, путешествия, стажировка в Японии

15:57 

Как я скаталась на Коя-сан

無常
Ох, наконец-то руки дошли описать мои неописуемые приключения на святая святых Сингон-буддизма (японизированная версия ваджраяны)!

Началось моё путешествие с поездов. В Японии от них никуда не деться. Увы, от цен на них - тоже. Съездить в соседнюю префектуру - как пару раз пообедать в Питерском ресторане. Ехала с пересадками, на обычных поездах, дабы сэкономить: сначала до центра Осака, затем до Хасимото, а там - до Гогуракубаси, откуда вверх на гору пассажиров забирает кабельный трамвай (если верить объявлениям внутри вагона - самый крутой в Японии). Поездка туда заняла примерно часа 4, потому что пришлось ждать на пересадке от центра Осака до Хасимото минут двадцать: не погуглила расписание - и вот тебе результат. По приезде на станцию Коя-сан, садишься в автобус, и через 5 минут твой карман пустеет ещё на 300 йен, но вот ты уже в центре горного городка!
Первое впечатление от префектуры Вакаяма случилось ещё в поезде, который вихлял по горам и по долам, то и дело открывая перед взорами изумлённой иностранной и местной публики сказочные виды на пушистые горы, на вершинах которых, насупившись, восседали туманные облака; на коренастые деревца с ярко-оранжевыми плодами спелой хурмы на ветвях, которые так и просили их тут же отведать; на головокружительные долины с деревнями, которые были видны из окна поезда как на ладони. Ступив на платформу, в нос тут же ударил одурманивающе свежий воздух. Эта свежесть какая-то особенная. "Не зря Кукай выбрал эту гору для своей духовной практики". - подумалось мне.

читать дальше

картинки

@темы: стажировка в Японии, сингон, путешествия, буддизм, Япония, Коя-сан

14:04 

Приветствие №69

無常
Stubborn Huskett, рада приветствовать в своём дневнике! Расскажите, какие судьбами=)
Судя по вашему предупреждению в эпиграфе, вы ко мне пришли не от любви к астрологии :lol: Япония тогда?


Силуэт пятиступенчатой пагоды храмового комплекса Хорюдзи в Нара, она считается самым старым деревянным сооружением в мире.

@темы: Хорюдзи, Япония, буддизм, буддийский храм, пагода, приветствие ПЧ, стажировка в Японии

11:16 

О чём хочется молчать и чтоб оно исчезло

無常
Жизнь полна страданий, гласит мысль, лежащая в основе всего буддийского учения. Нередко саму жизнь приравнивают страданию.

В это так не хочется верить, когда у тебя всё хорошо! Ещё сложнее верить, когда испытания таки накрывают тебя с головой. Они приходят и с обыденной равнодушностью забирают у тебя то, что ещё недавно не ценил, принимал как данность.

Я никогда не отличалась особым здоровьем. Болезнь ходила за мной по пятам, всегда призрачно присутствовала где-то рядом, то и дело переходя грань небытия и воплощаясь в различных болячках. Оглядываясь сейчас назад, я с ужасом понимаю, что за свою короткую в общем-то жизнь испытала много физической боли, поэтому было бы нечестно с моей стороны говорить, будто бы я боюсь боли и не умею терпеть. Просто иногда наступают "просветления", и яркость ощущений подёргивается пеленой забвения. Тем больнее приходится, когда настаёт час вновь вспоминать, каково.

На днях, бесповоротно и окончательно наступил май. Тёплая погода, солнце в избытке, ослепительные утра - Всевышний обладает отменным чувством юмора, отмечаю я, пока моё тело стремится привести себя к нулю, изничтожиться, распасться - каждый раз новым изощрённым способом. (Не только) мне кажется, что в школе нас учили не тому. О важности прививания навыков межличностного общения с молодых лет уже догадались. А как насчёт уроков "научись договариваться со своим телом?" или "как находиться в гармонии с самим собой"? Потому что, серьёзно, я этого не умею делать и куда идти за советом - тоже не знаю. Мой вечноживой авантюрный неугомонный дух заперт в клетку обессиленного тела. Можно ли с этим что-то поделать? И чего это будет стоить?

P.S: философствования навеяны муками по гастриту и позвоночнику (я даже не знаю, может, лучше было жить всю жизнь в неведении со сколиозом и поясничной грыжей, чем снова так мучиться сейчас).

@темы: болезни, буддизм, жизнь боль, организм, страдания, тлен

22:16 

Ты ж филолог!

無常
Правда, как метко говорит Сатурнианка, горе-филолог, ну да ладно.
Хочу о книжках поговорить.
О японских, разумеется. Я ж японский филолог. Ну типа xD

Читаем на художке Кобо Абэ. Вообще, не люблю я всех этих замороченных модернистов-постмодернистов, как и тех, кто на изощрённую форму ещё и социальные проблемы накручивает (или наоборот, не суть). Я вообще не люблю, когда рассуждают на социальные темы. Мне гораздо приятнее, когда эти темы сами невзначай всплывают на фоне хорошо выстроенного личностного повествования. Впрочем, это тоже не суть. А суть в том, что как бы я ни относилась скептически к Кобо Абэ, рассказ 『手』, то есть "Руки", меня зацепил. Там всё от лица голубя. Точнее, от лица некого сознания, которое начинает свой отсчёт от голубя и заканчивает свинцовой пулей. Рассказ прекрасен, потому что там не только по-новому обыгрывается набившая всем оскомину идея перерождения, но и потому что он а) личностен б) в нём поднимается тема рождения сознания в) в конечном счёте всё выходит на вселенский уровень - там есть такая фраза: "Я был одновременно и этим, и тем, и частью, и целым - я был всем". И плюс ко всему, конец очень неоднозначный. То ли сознание сливается с Источником. То ли конца просто нет. То ли то было вовсе не сознание голубя, а фантазия его хозяина, и с его смертью, мысль прекратила существование. Короче, очень крутой рассказ. Всем, кто владеет японским и до сих пор не читал, очень советую. Рассказ переведён на английский тоже. Я нисколько не сомневаюсь, что в конечном итоге мы все связаны, а на каком-то уровне и вовсе едины. У нас у всех есть что-то общее, взять хотя бы молекулы, из которых мы состоим - в этом не сомневаются даже учёные. Единство и многообразие существуют одновременно. Наверное, это и есть та "недвойственность", которую любили втирать буддисты. Отчего-то мне бесконечно нравится мысль, что где-то на одном из планов наше сознание становится единым целым, а затем из этого целого вновь рождаются мириады частных случаев.

А вторая история про мой дипломчик. Снова "Кондзяку" и снова Каннон. Кто не помнит мои прошлогодние записульки, это бодхисаттва такая. Изначально пришёл из Индии в мужском обличье, но в Китае его изрядно феминизировали, превратили в Гуаньинь, и в Японию она пришла уже женщиной. Всемилостивая, милосердная Каннон - это такая "квинтэссэнция бодхисаттвовости". Помогает всем без исключения: бедным, несчастным, попавшим в беду, заблудившимся и просто тем, кто просит. Эдакая матушка всея буддизма. Так вот, перевожу рассказики. Они все, в общем, сводятся к одному, и в дипломе я буду писать об этом, но в Дайриках же мне никто не запрещает говорить так, как мне хочется :tongue: Так вот, на днях читала рассказ о бедной женщине, которая денно и нощно молилась Каннон: мол, спаси-помоги, умираю с голоду. И тут ей на пути к храму попадается бабка, приглашает её к себе в хижину и кормит. И так на протяжении многих лет. Затем она подцепляет богатого жениха и перед отъездом из надоевшего Киото решает в последний раз повидаться с доброй бабкой, а на прощание дарит ей клочок своих волос (типа так делает дочка перед долгим прощанием с матерью). Бабка вся в слезах, женщина тоже. Ну а потом через несколько лет она снова возвращается в Киото, хочет проведать бабку, а её уже там нет, и хижины её тоже как будто никогда не было. И вот идёт она молиться Каннон в свой любимый храм и видит там в руках у статуи пучок своих волос. Тут её осеняет, что то была не обычная бабка, а сама Каннон! Ну дальше неинтересно: слёзы, благодарности до гроба, религиозный экстаз - если коротко.
Моё внимание же привлекло то, что несмотря на всю примитивность истории, рассчитанной на простой народ, не искушённый в буддийской философии, её можно трактовать намного глубже. Да, авторы рассчитывали на то, что читатель (а точнее, слушатель) воспримет всё буквально. Но ведь если посмотреть на ситуацию с точки зрения "Бог есть всё" (а Каннон здесь, по мне, это синоним Бога), то даже если бы эта бабка не была реально воплощением Каннон, суть бы не изменилась. Все, кто нам помогает по жизни, все наши родственники и друзья, неожиданные успехи и приобретения, как и враги, горести и невзгоды - это тоже "Каннон". Я убеждена, что молиться Богу не бессмысленно, даже если ты не веришь в чудеса, потому что все наши искренние молитвы так или иначе бывают услышаны. Только мы не всегда умеем понять, как и откуда приходит реальная помощь: "То, что близкие люди мне помогают - это само собой разумеется, какой же это Бог?" "Одно с другим не связано. При чём тут это, когда я молил о другом?" "Как Бог мог допустить такие страдания?! Он совсем не слышит меня!" "Бога нет, потому что он никак не проявляет себя в реальности. Его ведь невозможно измерить!". Часто понятие Бога почему-то мы связываем с понятием "нереальное чудо", и если реальность не пошатывается в основании вотпрямщаз после молитвы - это повод усомниться в существовании Бога. Или, наоборот, пытаемся вписать его в какие-то логические рамки, и когда не получается, тоже отвергаем его как несостоятельную теорию. А он ничего не шатает и не доказывает - он вот он, в таких обыденных мелочах, из которых складывается наша жизнь, подчас нелогичных и бессмысленных. Бог - он во всём :-D И есть выбор: принимать или не принимать.

P.S: как всегда, скатилась в субъективную философию. Ну да и Аматэрасу с ним!

@темы: Каннон, Кобо Абэ, буддизм, диплом, кондзяку моногатари, философия жизни, японист, японская литература

22:18 

Прикольная старина

無常
В честь внезапного наплыва народу на мой дневник и начала активной работы над дипломчиком объявляю серию постов с рассказами из Кондзяку-моногатари-сю:. Это такой средневековый сборник японских рассказов о чудесах, связанных с буддийской верой. И хотя, по идее, там всё сводится к неприкрытому морализаторству, порой попадаются интересные сюжетики. Я исследую образ бодхисаттвы Каннон в этом памятнике литературы, поэтому все мои переводы так или иначе посвящены ей. Надеюсь, вам понравится :vict:

О чудесных деяниях Каннон из храма Нариай, что в провинции Танго


Небольшой субъективный комментарий (такое нельзя писать в дипломах, поэтому отыграюсь здесь xD): прекрасная иллюстрация к теме "не будь слишком фанатичным". Что бы было, если б монах в своей фанатичности отказался принять дар Каннон и не съел бы мяса? Он бы умер. А ещё монах тут хорошо выкрутился=)) Только прихожане стали его осуждать, а он глядь, и превратил всё это в божественное откровение, да так всё представил, что все только рты разинули и поверили в чудо :lol: Мне кажется, на самом деле чуда никакого не было, просто монах так всем голову задурил :lol: "Умей крутиться", - шепчет притча между строк.

@темы: японский буддизм, японские легенды, японская литература, сэцува, стародавние повести, диплом, буддизм, Каннон, konjaku monogatari

17:02 

С завершением меня!

無常
Диплом дописался. Именно так: не я его дописала, а он сам дописался xD Мне часто кажется, что все мои научные работы живут своей жизнью :laugh:

Загрузила на сайт универа, написала аннотацию на русском и буржуйском, отправила оппоненту. Осталось только защитить...


@темы: японский буддизм, диплом, будни япониста, буддизм, Каннон

22:25 

Философия в японоведческом стиле

無常
АПД: ещё пара цитат из Григорьевой "Японская худ. традиция":

"Вещи с одинаковым ци тянутся друг к другу. "[Существа] с таким же голосом откликаются друг на друга, но высота [голоса] не обязательно будет у них равной. [Вещи] с таким же дыханием жизни (ци) ищут друг друга, но их тела и природные сущности не обязательно будут одинаковы", - говорил Ван Би". Это о взаимодействии, об отношениях, о любви, как мне представляется.

"Вселенная не имеет ни начала, ни конца, один год кончается, другой начинается, один мир разрушается, другой приходит ему на смену, но то, что приводит к их возникновению, неуничтожимо. В этом случае, естественно, движение по кругу воспринимается не как повторение того же, не как "дурная бесконечность", вращение по замкнутому концу, а как знак неповторимости того, что неповторимо в принципе" А это ответ на мой вопрос 3 месяца назад, который звучал примерно так: "И какова конечная точка? Неужели одно и то же будет продолжаться бесконечно?"

читать дальше
запись создана: 31.05.2017 в 22:24

@темы: японская художественная традиция, японская литература, философия жизни, смерть, запад, григорьева, восток и запад, восток, буддизм

Дневник эфемерной жизни

главная